Чёрные собаки и другие зооформы

В составленной Дермотом М. Макманусом антологии ирландского фолькло­ра и верований есть рассказ о встрече одного его приятеля со зловещей чер­ной бестией; эта современная история мало чем отличается от поступающих уже много веков подряд сообщений на ту же тему.

Весной 1928 года друг Макмануса, студент Тринити-колледжа в Дублине, приехавший к родителям в графство Лондондерри на пасхальные каникулы. Когда он рыбачил неподалеку от дома, вдруг увидел, что к нему по мелко­водью несется, разбрызгивая воду, ог­ромный черный пес.

Почуяв недоброе, студент проворно забрался на ближай­шее дерево. Зверь тем временем добе­жал до того места, где студент только что сидел, и принялся расхаживать под деревом, рыча и скаля зубы в плотояд­ной ухмылке.

Но самыми страшными были его глаза, горевшие красным ог­нем «…как будто на лице монстра тле­ли настоящие угли». Студент не слезал с дерева до тех пор, пока страшный призрак не исчез за поворотом реки.

Это лишь одно из бесчисленных опи­саний призрака, из-за его сходства с собакой прозванного черным, дьвольским или адским псом. У него множе­ство местных разновидностей: Блэк Шак в Восточной Англии, Пэдфут (Стаффордшир), Макл Блэк Тайк (Шотландия). Моз Дуг (остров Мэн), Скрайкер («крикун», Ланкашир), Гвил-ги («пес тьмы», Уэльс), Баргест (Йорк­шир).

Предания о черной собаке Хер-гест, популярные на границе Херефор-ширда и Пауиса, и о пэкхантинг, охотничьей собаке из Дартмура, вдох­новили сэра Артура Конан Дойла на сочинение «Собаки Баскервилей».

Все эти сверхъестественные сущест­ва имеют ряд общих признаков. Обыч­но они крупные, размером с Лабрадора или немецкую овчарку, черные и лох­матые издают резкий запах серы, а глаза горят огнем.

Они выглядят мас­сивными, но могут исчезнуть, иногда в клубах огня, а прикосновение к ним означает скорую смерть. А в некото­рых местах верят, что для этого доста­точно хотя бы взглянуть на них.

Отношение этих тварей к людям двойственно до крайностей. Некоторые, как в описанном примере, жутко злоб­ные. Самое ужасное нападение черного пса имело место в августе 1577 года во время утренней службы в церкви местечка Банги в Суффолке.

Внезапно в центральном нефе возник жуткий черный пес, он бросился на прихожан, убил двоих и серьезно обжег еще не­сколько человек.

Вскоре после этого он учинил расправу в расположенной поблизости блитбургской церкви, при­чем когда он выскакивал из дверей храма, то лапой прожег косяк, и этот изьян виден и поныне.

С другой сторо­ны, рассказывают, что черные псы за­ботливо провожают женщин, в одиноч­ку идущих по темным дорожкам, и ис­чезают, когда их подопечная доберется до дома или обжитого места.

Интересно, что черные псы встреча­ются только в строго определенных местах на такой то дороге, кладбище при церкви или на берегу реки и никогда не выходят за границы своей территории.

Места их обитания часто знамениты своими античными монумен­тами или строениями или расположены в предполагаемых энергетических кана­лах Земли.

Можно ли как-то объяснить феномен черных псов?

Самым распространен­ным и легковесным толкованием явля­ется такое — это просто галлюцина­ции или искаженное восприятие обыч­ного пса. Часто предполагают психи­ческую проекцию ненадежного свиде­теля, но не объясняют, как и почему возникла такая проекция.

Альтернативная теория не исключает, что это явление того же порядка, что и при­родные духи и другие существа, кото­рых некоторые исследователи считают первоэлементами.

Многие относят чер­ных псов к циклическими (импринтинговыми) видениям — форме движу­щихся отпечатков энергии. Образы ре­ально живших в прошлом собак каким-то образом были, возможно, актуализи­рованы определенными метеорологиче­скими эффектами и предстали перед потрясенными зрителями живыми, как в стереофоническом кино.

Правда, это не подходит для тех случаев, когда черные псы вступали во взаимодейст­вие с людьми, например, поворачивали голову в их сторону. Была даже выска­зана гипотеза о связи между черными псами и шаровыми молниями, что мог­ло бы объяснить случай с опаленными прихожанами.

Каков бы ни был ответ или ответы, ясно одно. Черные псы являются самы­ми известными феноменами из боль­шой группы так называемых зооформ.

Этот термин был предложен ученым из Эксетера, специалистом по мистическим животным, для описания существ, бесспорно относящихся к жи­вотным, но все же скорее сверхъесте­ственным, чем материальным.

Некото­рые из них настолько причудливы и неестественны, что считать их сущест­вами из плоти и крови кажется нелепо­стью. Но для тех, кого до смерти напу­гали встречи с ними, существа эти оказались слишком реальными.

Ещё немного из истории

В начале битвы при Куллодене на севере Шотландии, где сошлись в 1746 году войска герцога Кумберленда и мя­тежных якобитов, над головами пере­пуганных солдат с пронзительными криками кружил монстр с человеческой головой, горящими глазами и черными кожаными крыльями.

Это существо, прозванное скри, можно легко было бы посчитать фантазией. Однако есть достоверные факты, что одним из свидетелей происшествия был лорд Джордж Марри, генерал, заслуживший всеобщее уважение своей выдержкой и хладнокровием.

Другой пример: весенним вечером 1966 года животное, похожее на ло­шадь, но с лицом злобно ухмыляюще­гося человека. Около двух минут заго­раживало дорогу Джону Фаррелу и Маргарет Джонсон, ехавшим по пус­тынному проселку в окрестностях Дро­зды в графстве Лаут, в Эйре.

Только когда существо вдруг исчезло, потря­сенные путешественники оказались в состоянии продолжить поездку.

В Ирландии верят в злобного духа пука, ко­торый часто принимает обличье беше­ного коня. Но пука — чисто мифоло­гический персонаж, не так ли? Хотя, конечно, в Британии много местечек, где миф вдруг оборачивается реальнос­тью, пусть и на короткое время.

Понравилась история, поделитесь с друзьями

От tvorser_t

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *