В поисках святого грааля

В поисках святого грааля В  своей бессмертной поэме и гимне «Иерусалим» Уильям Блейк опирается на версию о том, что мальчиком Иисус побывал в Великобритании в сопровож­дении Святого Иосифа Аримафейского. Рассказывают также, что после гибели Иисуса святой Иосиф вновь посетил Британию и заложил небольшую цер­ковь в Гластонбери в Сомерсете.

Она сгорела в 1184 году и на ее месте по­строили аббатство, которое король Ген­рих VIII разрушил в 1539 году, но раз­валины которого сохранились. За Гластонбери, конечно же, тянется еще и шлейф мифологической извест­ности. Некоторые историки считают, что он и есть тот самый ост­ров Авалон, куда забрали для лечения смертельно раненного в последней бит­ве короля Артура.

Как мы сейчас по­кажем, Гластонбери стал средоточием интригующих пересечений романов Артурова цикла и христианских преданий. Легенда гласит, что во время пребы­вания Иосифа в Гластонбери его посох врос в землю и обернулся могучим терном.

В этом месте, в церковной ог­раде, Иосиф, как принято считать, спрятал Святой Грааль чашу, из ко­торой Иисус пил во время Тайной Ве­чери и в которую Иосиф собрал кровь из ран распятого Иисуса.

Такова легенда, но стоит ли за ней что-нибудь?

Действительно, на церков­ном дворе в Гластонбери рос огромный терн, который пуританин Оливер Кромвель повелел срубить, чтобы пре­кратить поклонение дереву. Тем не менее в 1985 году один из отростковов терна был посажен на старом месте, а остальные расползлись по землям разных аббатств.

Интересно, что этот подвид Crataegus oxyacantha prae-сох не растет в Британии, зато встречается в святой Земле, чем не подтверждение легенды о путешествии Святого Иосифа в Англию? История Святого Грааля куда более сложна, запутана и полна противоре­чий.

]ногие историки считают, что его христианская символика, столь привыч­ная всем, суть позднейшее напластова­ние, а изначально сюжет сложился в кельтской мифологии в дохристиан­скую эпоху.

Здесь Грааль предстает как волшебное корыто бога Брана, ко­торый окунал в него тела убитых и возвращал их к жизни. В своей монографии «Плащаница и Грааль» Ноэль Каррер-Бриггс высказал предположение о том, что изначально существовало два Грааля, но в позд­нейшие времена их спутали и теперь принимают за один.

Первый это тот потир, который мы традиционно назы­ваем Граалем. Второй, который Кур-рер-Брштс считает подлинным Граа­лем, был ракой, сделанной в форме ча­ши, где хранилось полотно. В это полотно завернули тело снятого с креста Хрис­та, то есть так называемая Туринская плащаница. Не менее противоречивы и многочис­ленные сказания Артурова цикла о по­исках Святого Грааля, которому при­писывались чудодейственные целитель­ные свойства.

Если верить самому из­вестному произведению, «Смерти коро­ля Артура» (1485) сэра Томаса Мэлори, реликвию нашли сэр Галахад (сэр Гавейн по некоторым другим источни­кам), сэр Персеваль и сэр Боре. Они добрались до замка Грааль, затерянно­го среди бескрайней голой степи, и увидели, что священный потир охраня­ет увечный неподвижный стражник, ко­роль Фишер.

Только при условии, что вопрос о Святом Граале был бы сфор­мулирован особым образом, король Фи­шер мог обрести здоровье, Британия былую славу, а рыцари Грааль. Сэр Галахад сумел правильно задать во­прос, и три рыцаря морем доставили реликвию в святой восточный город Саррас.

Там Галахад был короновал на царство, после чего сэр Персеваль вер­нулся в замок Грааль, а сэр Борс в Камелот. Дальнейшие следы Грааля затеряны из-за строжайших требований конспирации, насаждавшихся тамплие­рами, катарами и прочими рыцарями.

Читайте: В поисках святого грааля ( часть 2)

От tvorser_t

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *